Что читают наши мальчишки?

В рамках библиотечного духовно-нравственного Проекта «Через книгу к добру, миру и пониманию» среди обучающихся 5-7 классов проведен опрос-анкетирование «Что читают наши мальчишки?»  Читают ли они вообще? Мы задали себе эти вопросы и попытались на них ответить. Для этого нам нужно было провести исследование.

Определив тему, мы поставили перед собой цель: выяснить, читают ли нынешние мальчишки и каков круг их чтения.

Проведя анкетирование, мы проанализировали ответы школьников. Всего нами было опрошено 21 респондент.

Анкета содержала 9 вопросов.

Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты.

Нравится читать 18. Трое ответили – нет.

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется.

Нашим юным респондентам мы предложили такой вопрос: Вы читаете книги: 1 раз в неделю; Каждый день; 1 раз в месяц; реже 1 раза в месяц. 8 мальчиков ответили, что читают 1 раз в неделю. Каждый день – 5 чел. 1 раз в месяц – 7. Реже 1 раза в месяц – 1. Некоторые дети отметили, что читают в выходные дни или в каникулы.

Обратились к кругу чтения ребят. Каков он у современных школьников?

В жанрово-тематических предпочтениях появились лидеры. Больше всего мальчишки любят читать приключения — 12 человек. Фэнтези и фантастике отдают предпочтение 6 человек.  Книги о сверстниках и школе читают 3. Юмористические романы любят 3. Детективы читают 2. Исторические романы – 2. Стихи, поэмы, басни – 2 человека.

Не могли мы обойти стороной вопрос о том, какая книга стала любимой?

Любимыми у многий детей стали книги, которые они читали по школьной программе А.С. Пушкин «Дубровский» (4), В. Драгунский «Денискины рассказы» (3), «Девочка на шаре» (1), Даниель Дефо «Робинзон Крузо» (3), Жюль Верн «Таинственный остров» (1), А. Грин «Алые паруса» (1).

Также в числе любимых книг оказались: Рэде Патриция «Секрет для дракона», «Пираты Карибского моря: Легенды Пиратского братства» —Туй Сазерленд, «Винни-Пух» Алана Милна, Э. Успенский «Простоквашино», А. Курляндский «Ну, погоди!», Д. Лондон «Белый клык», Н. Носов «Незнайка на Луне», сказки.

Соответственно, на вопрос «Кто твой литературный герой?» дети назвали героев из этих произведений – Дениска, Дейстар, Владимир Дубровский, Робинзон Крузо, Кот Матроскин, капитан Джек Воробей, Незнайка, Грэй.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что круг чтения современных школьников достаточно традиционен. Сам выбор – это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу «что вижу и слышу, то и читаю».

И тогда был введён дополнительный вопрос: «Какую книгу ты читаешь сейчас?» — именно он даёт нам картину реального чтения ребят. Оказалось, что 12 чел. никакую не читают книгу. А упомянутые авторы и произведения почти не повторяются. Дети читают «Таня Гроттер и колодец Посейдона» автор Дмитрий Емец,  В. Голявкин «Вот что интересно», В. Короленко «Дети подземелья», журнал «Мой друг компьютер», «Короткий курс для пользователя компьютера», Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Сергей Козлов «Давно бы так, заяц». Так же дети с удовольствием читают журнал «Когда ты один дома», где рассказывается о компьютерных играх, музыкантах, фильмах и книгах. Привлекают мальчишек в журнале интересные комиксы.

В этой части нашего исследования мы пришли к выводу, что определить точно круг мальчишеского чтения представляется невозможным. Есть ещё и экономическая причина, которая толкает подростка читать то, что кто-то ему дал. (Например, в детской библиотеке журнал «Когда ты один дома»)Но всё-такисреди книг, прочитанных за последнее время, как и ожидалось, преимущественно названы произведения, изучаемые по школьной программе. Увеличивается разрыв между школьной программой и свободным чтением школьников.

Чтение для 13 респондентов является отдыхом, трое считают чтение способом найти ответы на важные вопросы. Необходимостью выполнения школьных заданий – 4. Были и свои варианты ответов. Чтение для меня – это удовольствие, просто люблю читать и даже мама заставляет.

Друзьям советуют прочесть практически то же самое, что прочли сами в последнее время: «Дубровский» (4), Винни Пуха, энциклопедии «Я познаю мир», «Алые паруса», «Таинственный остров», «Пираты Карибского моря», «Робинзон Крузо», «Белый клык», «Внучка артиллериста», «Как меня спасали», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Простоквашино», «Секрет для дракона», «Девочка на шаре». Трое ничего не посоветовали.

 Но похоже самым трудным вопросом анкеты стал вопрос о любимых книгах пап и дедушек. 11 чел. ответили: не знаю. Ещё 4 не ответили совсем – поставили прочерк. И только 6 чел. ответили: «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень»; книги о войне; «Солдатская шинель»; Лермонтов «Герой нашего времени»; «Капитан Сорви голова». Один написал точно – какие именно книги любимые: у папы – Алексей Пантелеев «Главный инженер», у дедушки – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

В целом по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: происходит процесс изменения отношения подростков к чтению в целом, меняется отношение к книге. Чтение отчетливо подразделяется на досуговое (для отдыха, удовольствия) и деловое (для учебы).

Проведенное социологическое исследование подтвердило интерес мальчишек к ярким, красочным журналам. Однако «толстые журналы» (литературно-художественные) оказались совершенны выпавшими из поля зрения молодого читателя.

Вернувшись к формулировке гипотезы, к теме нашего исследования, мы можем сделать вывод:

Современные дети читают, назвать их совершенно не читающим поколением нельзя.

Но читают мало. Новинками почти не интересуются. Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, — причина семейная.

Ребёнок должен видеть перед собой читающую модель, то есть близкого человека (маму или папу). Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, перед сном, мама присядет хоть бы на полчаса с любовным романом или папа с детективом, то сын или дочь постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребёнком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребёнок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то не научат, не обманут, не поддаются сиюминутному настроению.

Добавить комментарий